История такой, на данный момент, распространенной вещи как заправочная колонка для автомобиля, берет свое начало в Америке в начале 20-х прошлого века. Со временем автомобиль стал обретать популярность, спрос рос, а вместе с ним и промышленность. Заправок стало больше, они стали появляться так же в коммерческих и промышленных районах.
Естественно стал вопрос дополнительного привлечения внимания водителей к автозаправкам но, как позже оказалось, что экспериментирование с необычными формами и цветами АЗС не совсем эффективно, так как подавляющее большинство водителей сосредотачивают полностью свое внимание за ситуацией на дороге. Поэтому эволюция дизайна автозаправок не такая уж долгая, уже в 30-х годах ХХ века АЗС приобрели хорошо знакомый нам силуэт прямоугольных крытых сооружений, стоящих вдоль дороги.
Одна из передовых тенденций в современном бизнесе это поддержка существующих клиентов. По статистике 20% постоянных клиентов приносят 80% прибыли большинства компаний. А если сравнить удерживание старых клиентов и завоевание новых, то первое в 5-10 раз дешевле. Получается что, хорошо подобранный логотип и бренд АЗС играет решающую роль в отношениях с постоянными клиентами. Брэнд и логотип это своего рода маяк для постоянных клиентов, чтобы им легче было узнать «свою» заправку, а также способ привлечения новых клиентов.
Достаточно теории, теперь поговорим о практике реализации дизанерских решений на АЗС.
Элементами наружной рекламы АЗС являются: информационная стела, операторская кабина и навес над ней, заправочные колонки, въезд и выезд АЗС с указателями, флажки, световые короба, и прочее (место подкачки шин, резервуарные крышки). Все это поддается рекламному оформлению и является объектом корпоративного дизайна.
Материалы, которые используются для оформления АЗС, должны обладать рядом обязательных свойств:
Первое на что необходимо обратить внимание, при использовании материалов в оформлении АЗС, это богатая цветовая подборка и разнообразие форм. Форма в дизайне это внешнее проявление содержания, это ответственная категория и полностью зависит от дизайнера, так как является творческим элементом. Что касается цвета, то это относится к качествам самой формы, причем основным эмоционально-психологическим языком формы. Цветовое решение часто является основным решающим критерием при оценке качества корпоративного дизайна.
На примере АЗС можно привести пример создания элементов корпоративного дизайна. Человек едет по шоссе, датчик топлива на нуле, но у него не возникает лишних мыслей, он видит вдалеке стелу знакомой ему АЗС, где он не единажды заправлялся и поэтому знает, что бензин там отменного качества. Или другой случай, едет человек с почти пустым баком и к тому же голоден, или ему необходимы автодетали, снова в помощь ему стела, по которой он узнает АЗС, на которой он часто перекусывает или проходит техосмотр, или та же автомойка для поддержания чистоты авто, или даже самое банальное кафе.
Как видно из примеров стела хоть и имеет разные названия: стелла, рекламная стела, информационная стела, световая панель, но ее роль в рекламном оформлении АЗС сложно переоценить, так как она является универсальным ориентиром для постоянных и потенциальных клиентов. Стелла это брэнд, визитная карточка заведения, которая информирует об предлагаемых услугах , ценах на топливо, и ассортименте в общем.
Относительно конструктивного решения стелы делят на:
Габаритные размеры стелы тоже вещь не малозначимая. Есть, к примеру, стандарты – размеры в которых стела смотрится более-менее «стройно»: (высота-ширина в мм) 4500-1600, 5000-2000, 6000-1500, 6000-2000, 7000-2200, 8000-2600, 8500-2200.
В большинстве случаев материалом для несущего каркаса стелы служит стальной швеллер. Для облицовки могут использоваться алюминиевые листы, композитные панели, а также плиты из полимера(толщиной 4 мм).
Индикаторы цен должны выглядеть четко и разборчиво, при этом иметь мобильный интерфейс для быстрой замены информации. На высоту цифр тоже есть стандарт - 150, 230 и 300 мм. Индикаторы цен в свою очередь могут быть лепестковыми(с ручным режимом переключения), а также электронными со светодиодами на дистанционном управлении. У каждого типа свою преимущества. Первый тип с ручной индикацией естественно дешевле, плюс на много проще в эксплуатации. Электронные же указатели стоимости топлива могут быть разного свечения: красного, желтого, оранжевого. Это обеспечивает высокую яркость, контрастность и равномерность. Довольно удобно в эксплуатации и есть возможность применения динамических эффектов (мерцание, мигание и т.д).
Есть также другие типы стел, которые мало представлены в Украине: имиджевые стелы. Высота таких стел не менее 10 м. Ставится опора трубчатого сечения, а уже на нее крепится логотип или название АЗС в виде объемных букв с подсветкой изнутри.
Еще одним важным элементом внешнего оформления являются фризы зданий и навесов АЗС, так как они наиболее заметны. Так что из далека можно запросто узнать сооружение по цветовой линии и силуэту. В среднем фризы делают высотой - от 500 мм до 1500 мм. Что касается формы, то это тоже неоднозначный дизайнерский вопрос. От простой формы прямоугольного сечения, без подсветки, до сложных форм с баннером. Как правило, осветительную арматуру устанавливают в нижней части, и преимущественно это газоразрядные лампы с газом неон. Репутация заслужена долгим сроком эксплуатации (не менее 10 лет), а также качеством и равномерностью свечения.
Колонны на АЗС, в свою очередь, тоже многофункциональны. Во-первых, они оснащены водостоком или электропроводкой, а во-вторых служат декоративным элементом. По форме они бывают прямоугольные, овальные, закругленные. По типу конструкции - отдельностоящие колонны для заправки грузовиков, моноколонны и разнесенные колонны для обслуживания остальных транспортных средств. Что касается материалов, то сварной каркас колонн состоит из металлического проката и внешних листовых или композитных материалов. Поэтому такой архитектурно-конструктивный элемент как колонны во многом является решающим для вида всего сооружения в целом.
Для облегчения маневров водителей с трассы на территорию АЗС и маневров по самой территории, устанавливают указатели въезда, выезда и направления движения. Конструкция указателей может изготавливаться из композитных материалов с применением светорассеивающего пластика плюс внутренняя подсветка и все это монтируется на металлической ферме.
Как дополнительную атрибутику АЗС можно использовать фирменные флажки. Они изготавливаются из прочной ткани плотностью от 90 до 155 г/м2, на основе полиэфира или полиэстера. Стандарты таких флагов (высота-ширина в мм): 2500-950, 3000-1000, 3500-1300, 4500-1200.
В вечернее время суток подсветка АЗС создает удивительную атмосферу. Никакие формы и цвета не заменять вечерней подсветки. Причины по которым следует хотя бы задуматься над важностью установки правильного освещения:
Клиенты легче тратят деньги там где атмосфера располагающа и гостеприимна. Таким образом, такие вещи как удачные архитектурные решения, запоминающийся бренд, качественное освещение и безопасность, приветливый персонал увеличивают прибыльность АЗС.
Автор: Анна Хализова